ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТМОДЕРН

_____ Журнал нетрадиционной экологической ориентации _____

Уильям Р. Каттон, мл — КОНЕЦ ТЕХНОУТОПИИ

Экологические аспекты человеческой истории: взлет, падение и неопределенное будущее

(По материалам книги Уильяма Каттона «Конец техноутопии», ЭкоПраво-Киев, 2006)

Виктор Постников

Аннотация

Книга профессора социологии Уильяма Р. Каттона, мл. «Конец техноутопии» (Overshoot, Illinois University Press, 1982) представляет собой радикальный взгляд на человеческую историю, проанализированную в терминах биологии. Его труд – серьезный вклад в разработку т.н. «экологической парадигмы» — нового мировоззрения, формирующегося в западных интеллектуальных кругах и объединяющего ученых разных профилей, философов, активистов.

Эта книга посвящена тому, как преодолеть нашу привычку игнорировать природные ограничения, и как найти способы, которые, напротив, расширят эти пределы; кроме всего прочего, она должна научить нас внимательно относиться к новостям. Это можно сделать только, усвоив некоторые незнакомые, но совершенно необходимые, понятия. «Несущая способность» – одно из таких понятий. До последнего времени с ним были знакомы лишь немногие специалисты, не занятые непосредственно заповедным делом или животноводством. Жизненно важный смысл этого понятия был скрыт от нас, он не представлялся чем-то особенным. Но пришло время, когда ученые, да и каждый из нас, должны глубоко прочувствовать связь между изменяющейся способностью Земли поддерживать человеческое сообщество и нагрузкой, определяемой численностью населения и нашими потребностями. Изменения, произошедшие за последнее время в мире, указывают на то, что эта связь становится самой важной темой, о которой люди должны знать и о которой должны задумываться. Закончился исторический период, когда никого не интересовали пределы несущей способности планеты.

Сегодня необходимо хорошо понимать: все существа – люди, животные – создают нагрузку на окружающую среду, изменяя тем самым ее способность поддерживать жизнедеятельность, поглощение и преобразование отходов. Несущую способность окружающей среды для данного типа существ (и данного образа жизни) можно определить как максимально возможную, постоянно приложенную допустимую нагрузку – т.е. нагрузку, небольшое превышение которой может разрушить способность среды поддерживать данный биологический тип. Несущую способность можно выразить количественно, как число существ с определенным образом жизни, поддерживаемых окружающей средой на протяжении длительного времени.

Если нагрузка становится существенно меньше несущей способности, возникает пространство для роста численности или повышение уровня жизни. Если нагрузка увеличивается и превышает несущую способность, среда уменьшает свою несущую способность. Чрезмерная эксплуатация окружающей среды приведет в действие механизмы, которые в обязательном порядке, с течением времени, уменьшат нагрузку так, чтобы она соответствовала уменьшенной несущей способности.

Теперь должно быть ясно, что для понимания будущего следует трезво проанализировать историю с экологической точки зрения. Именно из-за чрезмерной нагрузки на ограниченные ресурсы, вызванной возросшей численностью нашего вида и нашими технологиями, приемлемые в прошлом решения становятся непригодными для многих современных проблем. Этой идее постоянно сопротивляются, но факты остаются фактами, даже если их не замечать в упор. С другой стороны, даже предсказывающие всякие несчастья в будущем «алармисты» не представляют до конца тяжести нашего положения.
Вкратце тяжесть нашего положения и его истоки можно охарактеризовать так: человеческие существа на протяжении двух миллионов лет культурной эволюции несколько раз умудрялись отхватывать большие части несущей способности планеты за счет других существ. И каждый раз число людей возрастало. Сегодня человек научился использовать технологию, которая резко увеличивает несущую способность среды обитания, но лишь временно – подобно тому, как поедание семян продлевает жизнь, но исключает урожай на следующий год. Организованное в индустриальные сообщества человечество продолжает расширяться, несмотря на то, что его масштабы давно превзошли возможности планеты. За этим неизбежно должно последовать банкротство.
Банкротство, по сути, уже началось, но не замечается большинством. Мы вступили в период, когда старые теории не дают возможность оценить происходящее и поэтому должны быть отброшены.

Мы и наши предшественники жили в эпоху изобилия и безудержного роста; мы перерасходовали несущую способность планеты, не осознавая последствий. Невероятный прогресс, достигнутый за последние четыре столетия, стал возможным благодаря двум, увы, неповторимым, достижениям: (а) открытию западного полушария, и (б) разработке способов добычи планетарных энергетических запасов, а именно, ископаемого топлива. Неожиданно открывшиеся возможности для экономического и демографического роста убедили людей в том, что будущее всегда лучше, чем прошлое. Некоторое время эта посылка хорошо работала для большинства людей и институций. Когда же население Нового Света превысило население Старого Света, а истощение ресурсов стало очевидным, будущее уже не воспринимается в розовом цвете.

Устаревшие теории, ранее казавшиеся жизненными, должны быть заменены на новые; новая перспектива должна позволить нам яснее увидеть настоящее и точнее планировать свои шаги на будущее. Задача книги сформулировать такую перспективу. Это не простая задача, поскольку новое видение радикально отличается от традиционного. Непривычная перспектива вначале может показаться неприемлемой или даже нереализуемой. Люди будут продолжать отрицать факты, на которых она основана. Но, обладая все же определенной мудростью (о чем намекает название нашего вида), мы должны понять, что стремление не замечать нежелательные факты не может защитить нас от них.

Люди, привыкшие рассчитывать на прогресс человечества, но столкнувшись с реальными фактами оказываются совершенно убитыми и теряют всякую надежду на будущее. Мысль о том, что человечество рано или поздно могут настигнуть тяжелые времена, не была известна Эпохе Изобилия. С этой идеей напрямую столкнулся лишь постэкзуберантный мир. Действительно, ее рождение можно отсчитывать с момента провозглашения Джимми Картером необходимости экономии энергии ввиду исчерпания имеющегося ранее в изобилии топлива (1977).
После того, как человечество вышло за границы несущей способности планеты, были безвозвратно утеряны важные альтернативы развития. Следует понять, что в основе этого процесса лежат экологические законы.

Гомо сапиенс, как и любой другой биологический вид, при воспроизводстве своей популяции может выходить за пределы несущей способности среды обитания. Человек отличается от других видов своей способностью задумываться об этом факте и его последствиях. Анализируя жизнь других видов, человек видит зависимость от химических процессов в окружающей среде и энергии солнечного света. Человек видит многоплановую взаимозависимость различных организмов, их действие на среду обитания, их изменчивость и неспособность предвидеть и избежать тех моментов, которые ведут к исчезновению вида или его замене преемниками. Что касается нашего биологического вида, то, по крайней мере, до апреля 1977 года многие из нас представляли его исключительным, если не сверхъестественным. К тому моменту, когда, президент США, еще не измученный компромиссами, обратился к Конгрессу и американскому народу с предложением начать серьезное обсуждение экономии энергии, большинство населения Соединенных Штатов и других стран, полностью полагалось на технический прогресс для лечения болезней, которые сам этот прогресс и породил.

Природа, по-видимому, в скором времени наложит «вето» на человеческое господство над мировыми экосистемами. Последующие за этим изменения представляются настолько революционными, что мы, наперекор природе, начнем борьбу за продление и увеличение нашего господства, чего бы это ни стоило. И мы увидим, что цена будет огромной. Человек действительно способен осложнить и без того сложную ситуацию. Я надеюсь, что после прочтения моей книги последует некоторое просветление в умах, могущее предупредить такие опасные тенденции.

Настоятельная потребность постэкзуберантного человечества – остаться гуманным перед лицом дегуманизирующих процессов. Для этого нам придется отдать предпочтение не расширению материального потребления, а более глубоким, моральным ценностям. Подобно водителю, машина которого заехала в непролазную грязь, мы продолжаем нажимать на педаль газа в надежде выехать. Но бешено крутящиеся колеса лишь глубже засасывают нас в грязь. Мы подошли к той точке нашей истории, когда надо действовать не интуитивно, а разумно.

С  содержанием книги можно ознакомиться здесь >>>


комментариев 5 to “Уильям Р. Каттон, мл — КОНЕЦ ТЕХНОУТОПИИ”

  1. Николай said

    Прочитал книгу. Вывод- прочитать книгу могут все, осознать единици. Жадность человека не имеет границ. Нет в мире ораторов способных переубедить мир, жыть по другому. Природа сделает это за ораторов, к сожелению.

  2. Аноним said

    Жыть — пишется, через и…(жить), в остальном согласен — жадность, не искоренима!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: